Ближайшие мероприятия ОМБПЦ





вторник, 15 февраля 2011 г.

Собор призывает христиан не быть безразличными ко всякому богохульству и богоборчеству в нашем мире – епископ Артемий


В своем обращении к участникам слета православной молодежи Беларуси, 12 февраля 2011 года в доме межцерковного общения «Кинония» епископ Гродненский и Волковысский Артемий рассказал о надеждах которые прошедший архиерейский собор возлагает на современную православную молодежь. 


«Собор призывает христиан не быть безразличными ко всякому богохульству и ко всякому проявлению богоборчества в нашем современном мире, - отметил владыка Артемий, - я бы назвал собор каким-то благовестом, ударом колокола, который призывает проснуться». Зачитав послание Митрополита Минского и Слуцкого Филарета, Патриаршего Экзарха всея Беларуси к участникам слета, председатель Объединения Молодежи Белорусской Православной Церкви епископ Артемий обратился к молодым людям с напутственными словами. Предлагаем вашему вниманию стенограмму и видеозапись выступления Епископа Артемия.

Почитав послание Митрополита, я поймал себя на мысли, что то, о чём я хотел сказать вам, – во всей полноте сказал Владыка Экзарх. Особенно запали мне в душу его слова о том, что в юношеские годы кристаллизуется христианская душа. Сейчас, когда дело уже идёт к старости, начинаешь анализировать свою жизнь и понимаешь, что во многом жизнь прошла, благодаря тому потенциалу, который был получен в юности, когда мы боролись за право быть в церкви. Когда мы учились, придя, так сказать, с улицы войти в храм, быть христианами. И даже сейчас, уже в зрелом возрасте, приобретя какой-то жизненный опыт, какую-то мудрость, всё равно живёшь на том потенциале –какой-то детской, юношеской искренности. И, видимо, она является основополагающей для всей нашей жизни. Поэтому для вас сейчас важно действительно по-христиански определиться в своём внутреннем мире. И очень сложно сделать это в современной обстановке – нам было проще. Было явное гонение на церковь, и ты прекрасно понимал, кто является кем. А сегодня у нас получается такая мешанка – не поймёшь кто, не поймёшь что и не поймёшь куда. В учебных заведениях силой сгоняют на рождественские мероприятия и силой сгоняют на первомайскую демонстрацию. Я не знаю, что формируется в ваших душах, как вы это всё воспринимаете, и какой след в душе остаётся. Часто когда я просматриваю в интернете ваши форумы, ваши отзывы, порой приходится очень много слышать о критике нашей церкви, о том, что Православие сейчас как бы совсем уходит в забвение, не отвечает на запросы сегодняшнего дня, и молодые люди в нём разочаровываются. И конечно, всегда я ловлю себя на мысли: «А что такое Православие?» − архиерей на кафедре, в красивом облачении, с крестом и панагией. Или это мы все, которые составляем церковь как единый Богочеловеческий организм? Я вспоминаю, когда я был священником и служил здесь, в Минске, в Александро-Невской церкви на Военном кладбище, подходит дамочка лет сорока, такая, знаете, расфуфыренная. Походила по храму и говорит:
- Как у вас здесь неуютно
- У кого это - у вас? Вы крещёная? – спрашиваю у неё.
- Да.
- Значит, вы христианка, хотя бы формально?
- Да.
- Значит, храм Божий – это, так сказать, ваш дом?
- Да.
- Так почему у вас в доме такой беспорядок? Что вы за свою жизнь, за эти сорок лет, сделали для церкви? Сегодня вы соизволили, соблаговоли почтить нас величайшей радостью – своим посещением. Так вот, сначала придите в церковь и что-то сделайте, а потом мы будем обсуждать, почему у нас с вами что-то не получается.
Поэтому каждый мирянин, конечно, и каждый молодой человек - как раз в соборе это и указывается, это очень важно − несёт ответственность за то, что происходит в церкви. Церковь – ведь не только иерархия, церковь − это все мы с вами. И порой от вас больше – даже Владыка прекрасно в этом послании говорит – что от вас сейчас даже больше зависит, каким будет ваша сегодняшняя церковная жизнь. Вы формируете сегодня церковную среду. Вы формируете тех, кто приходит в храм, кто сегодня находит, кто будет в храме. Вы взрослеете – приходит другая молодёжь, но вы же остаётесь в церкви, и на вас зиждется наша простая церковно-приходская жизнь, а значит и всё наше православие. Поэтому как вы сегодня отвечаете на эти вопросы, как вы реагируете на то, что происходит в мире, таким и будет внешний вид Православия и каким мы воспринимаем его на сегодняшний день. Поэтому вопросов у вас на нашей с вами встрече будет очень много. Многое можно обсудить, о многом можно поговорить.
Архиерейский Собор, который недавно прошёл (как знаменательно, что ваш слёт проходит после собора) – я бы назвал каким-то благовестом. Удар колокола, который призывает проснуться. И вот послание архиерейского собора, первые слова, с которыми обращаются архипастыри – вера без дел мертва. У Апостола Павла, в одном из его посланий, я всегда это привожу в пример, есть древний литургический гимн христиан: «Восстань спящий, и освятит тебя Господь».
Сейчас наступает время, когда патриарх Кирилл начинает деятельность по активизации церкви. Он призывает всех проснуться от того застойного периода. Причём сейчас почему-то не говорят о застойных временах. Но это факт, который остался в нашей жизни, и он сегодня действует. И вот от этого застойного периода, от какого-то окаменения, нужно проснуться и определить полноту нашей церковной жизни. Поэтому Собор в своих решениях прежде всего призывает не быть безразличным к тому, что сегодня происходит в Церкви. И ещё раз напоминаю слова Христовы о том, что христиане – соль земли. Что такое соль земли?
Соль не допускает распада. В древности, когда не было холодильников с морозильниками, как у нас сейчас, в основном делались соленья, и продукты хранились в солёном состоянии. И хранились длительное время. А где не было соли – там начиналось гниение. Теплота, восток, жара − и всё, как говорится, поддавалось тлению. Так вот роль христиан в обществе – не дать обществу сгнить. А если мы христиане будем не жизнеспособны… Анализируя нас теперешних, я не вижу этой соли. Сейчас наша история, наш период, молодёжь наша больше похожа на хамелеонов. Она очень хорошо умеет приспосабливаться и перекрашиваться. Недавно у нас было собрание перед выборами, на котором я тоже присутствовал. И вот что меня поразило. В первом ряду сидел молодой человек, тоже из Гродно, какой-то комсомолец, как я называю, из БРСМ. Он выступал от имени молодёжи. И оказалось, что он христианин, сказал, что верующий. Спросил у меня, можно ли повенчаться на белорусском языке. Я говорю: «Пожалуйста». И вот, когда мы с ним прощались, он говорит:
- А вы, батюшка, откуда?
- А я твой правящий архиерей.
Вот понимаете – и христианство, и какая-то другая идеология. Так сказать, приверженец комсомола – это его наследие. Читал он своё выступление чуть ли не со слезами, искренне, как бы напоминая тридцатые годы наших бабушек, но вместе с тем не противопоставляя себя церкви. Вот я думаю – что из него вырастет? Каким он будет? Бог его знает. И вот такое раздвоение действительно у нас существует. Каждый христианин должен задать себе вопрос: кто я и с кем я. Потому что есть только два пути: или мы с Богом, или мы без Бога. А третьего пути не дано. И вообще, христианство как бы теряет свою соль. Читаешь, допустим, акты новомучеников, читаешь житие первых христиан − сейчас об этом говорят редко. А для первых христиан это было счастьем и целью жизни − умереть за Христа.
Помните, Алексей Ильич Осипов в своих лекциях приводит такой пример: женщина бежит с ребёночком, бежит в амфитеатр, и встречные спрашивают её:
- Ну, куда ты несёшься?
- Как куда − на арену. Там убивают христиан.
- Так чего ты бежишь туда? Чтобы умереть за Христа? А ребёнка ты куда берёшь?
- Как куда беру – хочу, чтобы он тоже приобщился Христу. Вот куда беру.
Вот представьте, что кому-то из вас мама скажет: «Доченька, сыночек, умри за Христа»...
Я помню, как мне мама говорила: «Ты никому не говори, что ты верующий. Верь, но в глубине своей души. Придёшь домой, погасишь свет, дверь закроешь, откроешь сервантик, достанешь иконочку, зажжёшь свечечку, перекрестишься и опять спрячешь. А всем говори, что ты не верующий, и, как говорится, шагай в ногу с современным обществом». И вот это мы называем сергианством. Но это не только сергианство, а это и все мы сейчас − это идея о том, что я должен сохранить себя, потому что иначе это будет во вред Церкви. Пусть бы апостолы так рассуждали. Мы 12 человек, которые получают от Христа полноту благодати, и если мы умрём, Церкви не будет. Поэтому, братья христиане, изолируйте нас, спрячьте и охраняйте. Мы те самые семена церкви. Но ни одного подобного слова мы в послании не прочтём, все апостолы умирают. Иоанн Богослов в заточении, в тюрьме дожил до тяжёлых старческих лет, побывав в ссылках … А наши современные христиане? Главное, не скажи слова, что ты христианин, не покажи свою христианскую позицию − постарайся найти общий контакт, чтобы тебе разрешили исполнять твои религиозные обряды. Усталые христиане довольствуются тем, что им разрешают иногда в храмах исполнять их религиозные обряды. Поэтому мы не должны быть усталыми христианами, тем более молодёжь, и не должны довольствоваться только исполнением обрядов богослужебного плана.
Поэтому собор возлагает на мирян довольно большую миссию − ответственность за происходящее в церкви. И в первую очередь, возлагает эту миссию на молодёжь. Я не буду подробно говорить о решениях собора – вы их ещё посмотрите, но там очень большое внимание уделено просвещению − миссионерам, катехизаторам, преподавателям воскресных школ, о том, что обязательно должны быть воскресные школы для взрослых, как мы это проводим. И обязательно должны быть лидеры и среди молодёжи, и эти лидеры должны вместе со священниками, руководителями отделов миссионерских, катехизаторских, так сказать просветительских, – должны совместно решать общие задачи, совместно решать будущие проблемы и непосредственно участвовать в решении этих проблем. И что ещё меня поразило в Соборе, в его решениях, − что церковь благословляет общественную деятельность. Мы всегда молчали, как бы чего не вышло: мы богомольцы, это всё мирское, пускай они там за мир свой борются, а мы живём своей жизнью, крестимся, свечечки жжем, просфорки кушаем – и слава Богу. Мечтаем быть небожителями. Вот, а что вокруг меня происходит – меня не касается. Ещё как касается.
Как Христос плакал, когда входил в Иерусалим, – что с этим городом будет и с этим народом ,− так и каждый из нас несёт ответственность перед Богом за всех тех близких, которых нам Господь дал, за тех, которые живут рядом с нами. Безразличен бывает только тот, кто погружён в себя. Ему Бог не нужен. Бог себя отдаёт нам, а мы изолируемся в себе. Какое это христианство? И вот такой человек конечно простой, как мы говорим, - может без особых талантов, без особых дарований, и, безусловно, без особых пороков. Потому что особые пороки бывают только у людей особенных - у которых и талант есть, и энергия какая-то, поэтому и вправо, и влево бывают у него колебания. И живёт он себе спокойной обывательской жизнью. И посмотрит он на окружающий нас сегодняшний мир – оказывается, это вся цивилизация сошла с ума. Один только он предстаёт перед Богом и начинает все эти дни рассуждать и проклинать. И порой борется не с собой, не с демоном в себе, а борется с грешниками, окружающими его. И вот такое чудовище – вместо человечка, который должен был жить в молодой божественной любви и богообщении - вот это замкнутая монада, эта замкнутая скорлупа, вот это чудовище, которое на всех только шипит, бросается, от него только одни неприятности, и где бы и с кем бы он не находился, от него идёт только раздор. И сейчас таких кликуш у нас очень много. И мы слышим все эти знаки, все эти шептания – не в пользу церкви, не в пользу общества. Нормальный человек посмотрит – в церковь в жизни не пойдёт. И всё это происходит у нас с вами на глазах, и за всё это мы с вами, конечно, несём ответственность. И вот Архиерейский собор говорит, что мы можем участвовать в общественных организациях и высказывать обществу свои требования, как бы, свой взгляд на жизнь - а вот мы, христиане, с этой позицией не согласны.
Мало того, да мы сейчас зачитаем в решениях Собора: «К сожалению, в современном мире, немало людей сейчас объединяются в общественные организации, цели которых противоречат учению церкви и совести христианина. Православный христианин не может состоять в подобных общественных объединениях и даже сотрудничать с ними».
А между тем, как быть? Что делать? Ты верующий – значит, ты верующий и христианин. У матери одной девочки из нашей епархии спрашивают: « А почему ваша дочь не была на первомайской демонстрации? А та их спросила: «А почему ваша дочка не была на пасхальном крестном ходе?» Вот так же и вы должны отвечать, когда вас будут спрашивать.
И мало того, Собор призывает христиан не быть безразличными ко всякому богохульству и ко всякому проявлению богоборчества в нашем современном мире. Вплоть до каких-то общественных выступлений, вплоть до судебных разбирательств – но мы должны реагировать на то, что происходит вокруг нас. Я всегда удивляюсь. Вот мусульмане. Какой-то девочке во Франции платочек не разрешили одеть, и весь мир встрепенулся. У нас человека за христианскую жизнь, за христианскую позицию выгонят из учебного заведения, и не известно, что с ним потом ещё будет, но никто даже словом не вспомнит. Ну, дурак, куда-то влез уже, наверно, – не был осторожен.
Попробуйте мусульманам скажите, что они не должны так-то и так-то поступать. Они завтра все как один - станут плечом за своё братство и за поруганную веру, пусть в дикой какой-то форме, но самое главное, что у них нет безразличия. А почему мы христиане как-то инертны, неактивны, теплохладны?
Вот я думаю, это будет такой аспект, мне так кажется, с моей колокольни, который послужит темой для размышлений и темой для ваших бесед и, главное, это будет обмен опытом. Самое главное, что у нас есть не только представители из Беларуси, но и с Украины. Можно поделиться уже опытом, как мы должны отстаивать свою христианскую позицию, как мы должны быть одной семьёй.
На прошлой встрече говорил, сейчас дополню – меня поразил пример католиков. Когда умер папа Иоан Павел II, в его родном городе вся молодежь собралась, и несколько тысяч человек вышли на демонстрацию, чтоб только показать, что они солидарны с почившим. Мы бы сейчас собрались, бросили бы клич по всей Беларуси − и не собрали бы такого крестного хода. Да, я уверен на 100%. И из жителей Минска такого количества никогда бы не набралось. Тут, наверное, нужно учиться не быть безразличным и, действительно, быть воинами Христовыми, которые по первому зову сигнала готовы вступить в бой - и организованы, являя собой церковь воинствующую, церковь земную, воинствующую не против плоти и крови, а против духов злых поднебесных, как об этом говорит апостол Павел. Так что позвольте вам пожелать благословения в ваших трудах. С удовольствием вас послушаем и надеемся, что наша встреча принесёт свой плод, который будет необходим в нашей духовной жизни, в истории Белорусской православной церкви. С Богом. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий