С 6 по 12 июля 2014 года в Жировичах
(Гродненская область, Слонимский район) проходил республиканский обучающий семинар
«Миссия и милосердие – 4», организованный силами Молодежного миссионерского
братства при Минской духовной семинарии и Миссионерской лаборатории при кафедре
апологетики магистратуры Минской духовной академии.
Каждый семинар Миссия и Милосердие – это
неделя, насыщенная событиями, лекциями, тренингами – все необходимым арсеналом для
развития практико-ориентированного подхода к участию в церковной жизни у всех
участников семинара. Молодые люди, один раз побывавшие на семинаре, становятся
более активными как в социальной и миссионерской деятельности прихода, так и в
каждодневной жизни. По сути, это школа воспитания лидеров.
А в чем же секрет? Как можно стать лидером за 6 дней?
В первую очередь, у ребят есть
возможность пожить в компании единомышленников, обсудить важные вопросы, волнующие
их, получить новые знания и навыки и отработать их на своих коллегах-лидерах.
Все участники работают в группах – до 20
человек – изучая материал в течение дня, а затем, подводя итоги в конце каждого
дня на «Круге единства» - увлекательной беседе, где можно делиться мыслями,
переживаниями, оказывать поддержку тем, кто с тобой рядом. Так, у ребят просто
нет шанса «не заметить» своего ближнего, не обратить внимания на то, что
переживает каждый участник группы и не задуматься о том, какую ответственность
каждый человек несет за тех, кто находится с ним рядом.
Кроме того, все преподаватели на
семинаре — прекрасные специалисты, успешно соединяющие научную работу с
интенсивной практической деятельностью, изначально настроенные на то, чтобы
дать максимум практического опыта участникам семинара.
Программа семинара всегда охватывает
важные вопросы, с которыми активная молодежь сталкивается ежедневно. Так, в
этом году это были: «Социальная реклама», «Логико-структурный подход в
организации церковных проектов», «Помощь в кризисной ситуации», «Диалог с
иноверцами», «Вожатское дело» и др.
Идейный вдохновитель семинара священник
Сергий Тимошенков и его команда – это краеугольный камень успеха семинара.
Организаторы не только всегда готовы уделить время и ответить на любую просьбу,
но они четко представляют, зачем они делают семинар, к чему стремятся. И это
единое стремление заражает других людей, «зажигая» их, давая толчок к активным делам.
И самое важное – это общая молитва.
Семинар начинается и заканчивается Литургией, ежедневно начинается и
заканчивается общей молитвой в семинарском храме. Испрашивая благословение на
каждый день и благодаря за все в конце дня, ребята проникались правильным
отношением и привычкой к общению с Богом.
И, в сущности, весь семинар проходит под покровом Богородицы – в самом
сердце Жировицкого монастыря, – поэтому учиться и возрастать легко.
Воспитательная методика Коллективно-Творческих дел И.П. Иванова
Невозможно уделить внимание всем
полезным знаниям, сконцентрированным на этом семинаре. Поэтому остановимся на
одной замечательной методике, которая позволяет развить у молодежи таланты и сплотить
коллектив, объединив его духом единства.
Большим открытием и подарком этого
семинара была встреча с Олегом Анатольевичем Ласуковым, преподавателем
Воронежского государственного педагогического университета, разработавшим
уникальный подход к работе в детских и студенческих лагерях. Этот подход
способствует выявлению творческих способностей участников, знакомству с
оригинальными сценическими жанрами, а также развитию коммуникативных навыков у
детей.
Вся работа была построена Олегом так,
что лекционные занятия сочетались с практическими заданиями, где каждый мог
прочувствовать эффект от описанных методик и погрузиться в атмосферу
коллективной творческой деятельности.
Итак, обо всем по порядку. По
образованию инженер-конструктор, Олег на первом году своей работы понял, что те
творческие навыки и та любовь к детям, которая живет в нем, требуют активного
применения. И устроился в детский лагерь вожатым. Первая смена прошла в
конфронтации с детьми, которые оказались строптивыми и ужасно ленивыми. Ко
второй смене Олег прочитал «Педагогическую поэму» Макаренко и начал активно
воспитывать дисциплину в детях, следуя принципу первичного принуждения (сильной
позиции взрослого по отношению к ребенку). Имея опыт режиссера детского театра,
Олег Анатольевич умел разнообразить жизнь детей театральными постановками,
веселыми играми и пением песен (дети выучивали за смену до 50 песен).
Гордость за достигнутые результаты и
беспрекословное послушание детей была очень велика, но ее немного омрачало
осознание, что не со всеми детьми удавалось наладить за смену контакт – были
обиженные, были любимчики, сохранялась структура «активисты», «оппозиция» и
«болото». Как же помочь «болоту» стать «активистами» и победить «оппозицию»?
Впереди был год перед следующим лагерем,
и Олег успел переосмыслить свою работу. Он был посвящен чтению книг плана «Что
делать с детьми в загородном лагере» и в конце концов поиски привели к встрече
с коммунарской методикой Игоря Петровича Иванова. Это был поворотный момент в
работе.
В подходе Иванова Олег выделил для себя несколько
важнейших принципов. Во-первых, у детей не должно быть свободного времени.
Песни, гимн, кричалки, спортивные мероприятия, игры, трудовые подвиги, дискуссионные
клубы, театр и литературные вечера – и многое-многое другое наполняют жизнь
детей каждый день. Во-вторых, группировки нужно разбивать – во время выполнения
творческих заданий дети постоянно работают в разных группах – общаются друг с
другом, узнают получше, делятся опытом. В-третьих, нет и не может быть
дискотеки. Есть даже отдельное мероприятие ПНД (почему не будет дискотеки) во
время которого дети узнают, сколько интересного и увлекательного можно
совершить за день, как можно развить свои силы и таланты, вместо того, чтобы
курить и сплетничать о других (что обычно и происходит на дискотечных вечерах).
И в-четвертых, первые 5 дней уходят на привыкание детей к атмосфере лагеря, его
правилам и установкам – это время нужно пережить. А потом начинается самое большое
– коллективный творческий процесс, который никого не оставит равнодушным.
Что касается трудных детей, то с
момента, когда привыкание прошло и команда устоялась, самым большим наказанием
для подростка (не малыша, а именно подростка) является отлучение от коллектива.
Так, Олег рассказал, что подростка, сильно обидевшего девочку, он не заставлял
просить прощения, а просто игнорировал его – не давал заданий, не обращал
внимания. А отлучение от общего дела, от источника жизни и вдохновения, заставило
мальчика самого слезно просить прощения у обиженной девочки. Так что никому
ничего не приходилось ему объяснять. Для
воспитателя здесь, конечно же важно уметь вовремя простить – дать поручение,
наградить новой задачей – и пустить ребенка обратно в коллектив.
И обязательно, неизменно вечером должны
проходить огоньки – совместные обсуждения, что произошло хорошего за день, что
бы хотелось сделать иначе, кому мы за день благодарны. Так рождается атмосфера
единства и общей огромной радости.
По словам одной из участниц сборов,
который проводил Олег: «Невозможно передать то состояние, когда сидишь и ждешь,
когда к тебе кто-то подойдет и захочет погреться у твоего огонька и поддержать
беседу с тобой. А после окончания внутри наступает такое умиротворение, такое
спокойствие и радость, что хочется делиться ею со всеми и с каждым….. Даже если
тебе на секунду кажется что твоя фантазия и твое творчество иссякло, сбор
показывает обратное. Вдохновляет все: люди, идеи, мероприятия, атмосфера.
Появляется второе дыхание, вдохновение… Хочется творить!»
Это только небольшие зарисовки того, чем
поделился с участниками семинара Олег Анатольевич. Более подробно о его
методике можно почитать в книге О. А. Ласукова «Лагерный сбор».
Меняйте этот мир!
Подводя итоги семинара, хочется
процитировать слова отца Сергия Тимошенкова:
«Делайте маленькие шаги и делайте их
искренне. Не ждите, чтобы кто-то позвал вас что-то делать. Будьте смелее.
Берите с нас пример и меняйте этот мир. Пишите на холсте жизни, подражайте
Христу. Творите. Это бесконечно приятное чувство, когда мир под твоими руками
меняется к лучшему!
И ищите себе помощников, на которых
можно опереться. Ищите друзей, тех, кто станет с вами плечом к плечу.»
Екатерина Евсюкова
Фотоотчет
Комментариев нет:
Отправить комментарий