Ближайшие мероприятия ОМБПЦ





вторник, 15 июля 2014 г.

Быть катализаторами действия, творить и вдохновлять других!


С 6 по 12 июля 2014 года в Жировичах (Гродненская область, Слонимский район) проходил республиканский обучающий семинар «Миссия и милосердие – 4», организованный силами Молодежного миссионерского братства при Минской духовной семинарии и Миссионерской лаборатории при кафедре апологетики магистратуры Минской духовной академии.


Каждый семинар Миссия и Милосердие – это неделя, насыщенная событиями, лекциями, тренингами – все необходимым арсеналом для развития практико-ориентированного подхода к участию в церковной жизни у всех участников семинара. Молодые люди, один раз побывавшие на семинаре, становятся более активными как в социальной и миссионерской деятельности прихода, так и в каждодневной жизни. По сути, это школа воспитания лидеров.

А в чем же секрет? Как можно стать лидером за 6 дней?
В первую очередь, у ребят есть возможность пожить в компании единомышленников, обсудить важные вопросы, волнующие их, получить новые знания и навыки и отработать их на своих коллегах-лидерах.
Все участники работают в группах – до 20 человек – изучая материал в течение дня, а затем, подводя итоги в конце каждого дня на «Круге единства» - увлекательной беседе, где можно делиться мыслями, переживаниями, оказывать поддержку тем, кто с тобой рядом. Так, у ребят просто нет шанса «не заметить» своего ближнего, не обратить внимания на то, что переживает каждый участник группы и не задуматься о том, какую ответственность каждый человек несет за тех, кто находится с ним рядом.
Кроме того, все преподаватели на семинаре — прекрасные специалисты, успешно соединяющие научную работу с интенсивной практической деятельностью, изначально настроенные на то, чтобы дать максимум практического опыта участникам семинара.
Программа семинара всегда охватывает важные вопросы, с которыми активная молодежь сталкивается ежедневно. Так, в этом году это были: «Социальная реклама», «Логико-структурный подход в организации церковных проектов», «Помощь в кризисной ситуации», «Диалог с иноверцами», «Вожатское дело» и др.
Идейный вдохновитель семинара священник Сергий Тимошенков и его команда – это краеугольный камень успеха семинара. Организаторы не только всегда готовы уделить время и ответить на любую просьбу, но они четко представляют, зачем они делают семинар, к чему стремятся. И это единое стремление заражает других людей, «зажигая» их, давая толчок к активным делам.
И самое важное – это общая молитва. Семинар начинается и заканчивается Литургией, ежедневно начинается и заканчивается общей молитвой в семинарском храме. Испрашивая благословение на каждый день и благодаря за все в конце дня, ребята проникались правильным отношением и привычкой к общению с Богом.  И, в сущности, весь семинар проходит под покровом Богородицы – в самом сердце Жировицкого монастыря, – поэтому учиться и возрастать легко.

Воспитательная методика Коллективно-Творческих дел И.П. Иванова
Невозможно уделить внимание всем полезным знаниям, сконцентрированным на этом семинаре. Поэтому остановимся на одной замечательной методике, которая позволяет развить у молодежи таланты и сплотить коллектив, объединив его духом единства.

Большим открытием и подарком этого семинара была встреча с Олегом Анатольевичем Ласуковым, преподавателем Воронежского государственного педагогического университета, разработавшим уникальный подход к работе в детских и студенческих лагерях. Этот подход способствует выявлению творческих способностей участников, знакомству с оригинальными сценическими жанрами, а также развитию коммуникативных навыков у детей.
Вся работа была построена Олегом так, что лекционные занятия сочетались с практическими заданиями, где каждый мог прочувствовать эффект от описанных методик и погрузиться в атмосферу коллективной творческой деятельности.
Итак, обо всем по порядку. По образованию инженер-конструктор, Олег на первом году своей работы понял, что те творческие навыки и та любовь к детям, которая живет в нем, требуют активного применения. И устроился в детский лагерь вожатым. Первая смена прошла в конфронтации с детьми, которые оказались строптивыми и ужасно ленивыми. Ко второй смене Олег прочитал «Педагогическую поэму» Макаренко и начал активно воспитывать дисциплину в детях, следуя принципу первичного принуждения (сильной позиции взрослого по отношению к ребенку). Имея опыт режиссера детского театра, Олег Анатольевич умел разнообразить жизнь детей театральными постановками, веселыми играми и пением песен (дети выучивали за смену до 50 песен).
Гордость за достигнутые результаты и беспрекословное послушание детей была очень велика, но ее немного омрачало осознание, что не со всеми детьми удавалось наладить за смену контакт – были обиженные, были любимчики, сохранялась структура «активисты», «оппозиция» и «болото». Как же помочь «болоту» стать «активистами» и победить «оппозицию»?
Впереди был год перед следующим лагерем, и Олег успел переосмыслить свою работу. Он был посвящен чтению книг плана «Что делать с детьми в загородном лагере» и в конце концов поиски привели к встрече с коммунарской методикой Игоря Петровича Иванова. Это был поворотный момент в работе.
В подходе Иванова Олег выделил для себя несколько важнейших принципов. Во-первых, у детей не должно быть свободного времени. Песни, гимн, кричалки, спортивные мероприятия, игры, трудовые подвиги, дискуссионные клубы, театр и литературные вечера – и многое-многое другое наполняют жизнь детей каждый день. Во-вторых, группировки нужно разбивать – во время выполнения творческих заданий дети постоянно работают в разных группах – общаются друг с другом, узнают получше, делятся опытом. В-третьих, нет и не может быть дискотеки. Есть даже отдельное мероприятие ПНД (почему не будет дискотеки) во время которого дети узнают, сколько интересного и увлекательного можно совершить за день, как можно развить свои силы и таланты, вместо того, чтобы курить и сплетничать о других (что обычно и происходит на дискотечных вечерах). И в-четвертых, первые 5 дней уходят на привыкание детей к атмосфере лагеря, его правилам и установкам – это время нужно пережить. А потом начинается самое большое – коллективный творческий процесс, который никого не оставит равнодушным.
Что касается трудных детей, то с момента, когда привыкание прошло и команда устоялась, самым большим наказанием для подростка (не малыша, а именно подростка) является отлучение от коллектива. Так, Олег рассказал, что подростка, сильно обидевшего девочку, он не заставлял просить прощения, а просто игнорировал его – не давал заданий, не обращал внимания. А отлучение от общего дела, от источника жизни и вдохновения, заставило мальчика самого слезно просить прощения у обиженной девочки. Так что никому ничего не приходилось ему объяснять.  Для воспитателя здесь, конечно же важно уметь вовремя простить – дать поручение, наградить новой задачей – и пустить ребенка обратно в коллектив.
И обязательно, неизменно вечером должны проходить огоньки – совместные обсуждения, что произошло хорошего за день, что бы хотелось сделать иначе, кому мы за день благодарны. Так рождается атмосфера единства и общей огромной радости.
По словам одной из участниц сборов, который проводил Олег: «Невозможно передать то состояние, когда сидишь и ждешь, когда к тебе кто-то подойдет и захочет погреться у твоего огонька и поддержать беседу с тобой. А после окончания внутри наступает такое умиротворение, такое спокойствие и радость, что хочется делиться ею со всеми и с каждым….. Даже если тебе на секунду кажется что твоя фантазия и твое творчество иссякло, сбор показывает обратное. Вдохновляет все: люди, идеи, мероприятия, атмосфера. Появляется второе дыхание, вдохновение… Хочется творить!»
Это только небольшие зарисовки того, чем поделился с участниками семинара Олег Анатольевич. Более подробно о его методике можно почитать в книге О. А. Ласукова «Лагерный сбор».

Меняйте этот мир!
Подводя итоги семинара, хочется процитировать слова отца Сергия Тимошенкова:
«Делайте маленькие шаги и делайте их искренне. Не ждите, чтобы кто-то позвал вас что-то делать. Будьте смелее. Берите с нас пример и меняйте этот мир. Пишите на холсте жизни, подражайте Христу. Творите. Это бесконечно приятное чувство, когда мир под твоими руками меняется к лучшему!
И ищите себе помощников, на которых можно опереться. Ищите друзей, тех, кто станет с вами плечом к плечу.»

Екатерина Евсюкова
Фотоотчет










Комментариев нет:

Отправить комментарий