В августе 2012 года проходила Спортивно-историческим клубом Св. Довмонта Псковского была организована Летняя
молодежная школа в Кучкунах, посвященная теме «Литургия». Среди выступающих на
школе были протопресвитер Георгий Антониу (Кипр) и протоиерей Георгий Латушко (Минск). Предлагаем вам ознакомиться с тезисами бесед этих священников.
Литургическая жизнь (Протоиерей Георгий
Латушко)
Отец Георгий
рассказал о том, что на сегодняшний день существует две крайности в отношении к
Евхаристии: первая – сугубо благоговейное отношение, которое приводит к
оцепенению и даже отдалению, так как участие в Евхаристии – это великая и
страшная ответственность. Вторая крайность – это желание человека получить
конкретную благодать, для чего, например, нужно причаститься 7 раз подряд.
Жизнь Церкви движется
по богослужебному кругу. И главная цель суточного богослужебного круга – это Литургия,
цель седмичного круга – Воскресенье, цель годового круга – Пасха. То есть Евхаристия
является вершиной нашего участия в церковной жизни. Евхаристия есть осуществление
Царства. Она выше, чем Таинство Таинств, ибо в конечном итоге ведет нас к
обóжению (греч. theosis).
Осознание
необходимости участия в Евхаристии помогает нам раскрыть Христа. Для каждого
христианина важно иметь мужество и понимание, что без жизни во Христе мы ничего
не достигнем в духовной жизни. К сожалению, в наши дни, такое понимание
Евхаристии закрывается множеством обрядов и люди теряют из виду самое основное,
концентрируясь лишь на внешней стороне таинства.
Отец Георгий
отметил, что сейчас, когда происходит Евхаристическое возрождение, у людей
возникает множество вопросов: как приготовиться к Причастию? как найти
духовника?
И в этой ситуации не
выход выпустить единый циркуляр, требование, правила, чтобы внести ясность по
всем вопросам. Здесь нужно проводить литургическое образование, начиная с
воскресной школы - для детей, духовного училища - для тех, кто хочет работать
преподавателем, быть чтецом или певчим, литургических бесед при приходах - для
прихожан разных возрастов.
Очень важно чтобы у
людей постепенно появлялось осознание того, что на Литургии каждый христианин
священнодействует. Когда будет понимание личной, персональной ответственности
за то, что я делаю в Церкви, человек будет участвовать в Литургии не как
потребитель таинства, но как участник трапезы, совершитель, причастник Христов.
Что касается
духовничества, то духовник ни в коем случае не должен оставлять человека в
одиночестве на пути подготовки к Причастию. Необходимо обсуждать отношение к
Евхаристии, вместе решать, как часто
человеку нужно причащаться. По сути, духовник – это советчик, который может
рассказать человеку об ответственности, которую мы несем перед Богом, но никогда
не станет принимать решение за него. Решение человек принимает сам. Духовник напоминает
взрослого, который маленького ребенка учит ходить. И его цель в том, чтобы привести
человека не к себе, как многоопытному наставнику, а ко Христу. Не «брать на руки»,
каждый раз решая вопросы за него, а учить ходить самостоятельно.
Исповедь, духовничество, рассудительность
(протопресвитер
Георгий Антониу, Кипр)
Отец Георгий Антониу на большинство вопросов молодежи
отвечал притчами и случаями из практики. И такие его ответы настраивали на внимательность
и более глубокое отношение к духовным вопросам.
О духовничестве
В современных
условиях литургического возрождения в Беларуси становится очень актуальным
вопрос духовничества. Богатый многовековой опыт Кипрской Православной Церкви,
которым поделился с участниками школы о.Георгий, стал для многих поводом к
более глубокому и ответственному подходу к поиску духовника.
По словам отца
Георгия, духовный отец указывает путь, дает советы в духовной жизни и для
каждого человека важно найти своего духовника. Практика городских храмов, где
прихожанин идет на исповедь к первому батюшке, освободившемуся в очереди, для
отца Георгия удивительна. Духовник — это дар Бога. И это не обязательно
седовласый старец или популярный батюшка, это тот, кто, обладая даром
рассуждения, сможет для конкретного человека найти пример, совет, пользуясь
которым, тот сам примет верное для него решение.
О.Георгий привел
такой случай из практики его духовничества. Одна женщина, которая постоянно
исповедовалась у о.Георгия, поехала со своей сестрой из Канады в монастырь, где
жил известный монах-духовник. Сестра не могла решиться пойти на исповедь, и она
пошла первой, чтобы помочь ей, несмотря на то, что была духовной дочерью
о.Георгия. Духовник наложил на нее епитимию: поехать в монастырь на две недели и
там работать. Однако, у той женщины было слабое здоровье, поэтому эта епитимия
была для нее тяжела. В ответ на ее возражение монах сказал, что если она хочет попасть
в рай, то непременно должна выполнить его задание. Огорченная, она вернулась из
монастыря и рассказала о случившемся о.Георгию. Но он не имел права снять
епитимию и поэтому отправил ее обратно к тому монаху-духовнику. Через две
недели она снова вернулась и так приходила шесть или семь раз. Наконец,
о.Георгий попросил разрешения епископа Хризостома снять с этой женщины епитимию.
Владыка дал свое разрешение, но посоветовал ей быть серьезней и рассудительнее.
Епитимьи на Кипре
Есть наказания,
которые предписаны каноническим правом, такие как отлучение на определенное
время от Причастия, совершение земных поклонов. Но на практике каждый случай индивидуален.
Например, что
касается отлучения от Причастия, духовник всегда старается показать свою любовь
к человеку и поэтому допустить его ко Причастию. Конечно, только в том случае,
если есть покаяние. Задача духовника не давать наказание, а видеть, есть ли в
человеке искреннее покаяние. Господь, как мы видим из Евангелия, всегда
принимал кающихся грешников. Благодать, которая принадлежит Богу и Им одним
дается, доходит до людей через руки, глаза, мысли духовников. Поэтому большая
ответственность лежит на каждом духовнике и заключается в том, чтобы не
оттолкнуть человека, а привести его к Церкви.
Если человек очень
сребролюбив, духовник может ему сказать: помогай бедным. И это будет
епитимией. Если в человеке недостает любви, духовник даст ему задание прочитать
Евангелие от Иоанна и выписать все фразы, где речь идет о любви. Здесь важно,
чтобы у духовника был хороший контакт с духовным чадом, и тогда исполнение
епитимьи пойдет человеку на пользу.
Еще один пример из
практики. К одному духовнику пришел на исповедь человек и рассказал, что он
ругается на своего знакомого неприличными словами. Духовник дал такую епитимью:
ощипать курицу и в следующее воскресенье принести ему перья. Человек выполнил
все, что велел духовник. Тот сказал ему
подняться на гору и пустить перья по ветру. Он выполнил и снова пришел к
духовнику. «А теперь вернись и собери все перья, которые ты разбросал», -
сказал духовник. Человек в недоумении возразил, что это невозможно. А тот
ответил ему, что он сейчас находится в том самом положении, когда сказанные недобрые
слова нельзя вернуть обратно.
О.Георгий отметил,
что хотя эта епитимия не относится к каноническому праву, но она прекрасна. И она
будет действовать.
О рассудительности
Для того, чтобы в
духовной жизни избежать крайностей необходимо рассуждение. Рассудительность –
это одна из величайших добродетелей, но ее невозможно достигнуть, используя
лишь человеческие способности, она является даром Духа Святого, который дается
в результате духовной борьбы.
Отец Георгий
рассказал такую притчу. Старец Иероним был великим постником. Он жил один,
чтобы другие братья не беспокоили его и лишний раз не предлагали разделить
трапезу. Так, постепенно, он перестал ходить в церковь. Однажды он даже не
пошел в храм на Пасху. В затворе и уединении Иероним стал думать, что он достиг
вершин святости. Однажды ночью у него возник помысел, посланный дьяволом, что
если он прыгнет в глубокий колодец, Бог, по множеству его добродетелей, защитит
его. Он действительно прыгнул в колодец, после чего братья достали его на следующее
утро полумертвым. Через три дня он умер.
Отец Георгий
обратил внимание на две серьезных опасности, с которыми сталкивается каждый
христианин. Во-первых — это чрезмерное стремление к святости, во-вторых —
ложное представление о своем совершенстве. Здесь идет речь об отсутствии меры,
о недостатке духовного баланса, который очень важен для построения духовной
жизни.
На Кипре не каждый
священник может быть духовником. Только если епископ видит готовность, «зрелость»
священника для такого служения, он благословляет его на духовничество.
Это большая
ответственность, так как никто не в праве судить другого человека и очень
важно, какую позицию священник занимает по отношению к исповедующемуся. Это
критика и осуждение или смирение и любовь? Какова степень участия духовника,
как он заботится о том, чтобы исповедник не повторил свои грехи, как помогает
ему увидеть свои ошибки?
Очень важно, чтобы
духовник с первых шагов старался различать грех и грешника, бороться с
преступлением, но не с преступившим. Если дается наказание и оно необходимо, духовник
должен увериться, что дает его не для удовлетворения собственной самости, а
также в том, что он учитывает все обстоятельства данного случая, не просто
исполняет канон, а поступает по любви.
Рассудительность
каждого опытного духовника стоит на двух ногах. Во-первых, один случай
отличается от любого другого. Во-вторых, каждый человек отличается от всех
других. Не бывает готовых ответов. Всегда перед исповедью необходимо молиться,
чтобы Господь дал вам возможность найти правильное решение. Это касается
исповеди каждого человека.
Исповедь и руководство
Отец Георгий провел
границу между исповедью, т.е. отпущением грехов и доверительным общением между
духовником и его духовным чадом, т.е. беседой, советом.
На исповеди для духовного отца главный принцип: вопросы
задавать запрещено. Единственный вопрос, который священник может задать: что
вы имеете в виду? Этот подход порой приводит к недопониманию, но
опытный духовник всегда найдет выход, что разобраться в ситуации, не задавая
лишних вопросов.
Так, например, много
лет назад один семилетний мальчик исповедовался отцу Георгию в том, что
совершил прелюбодеяние. Конечно, для
него, как для начинающего духовника, это был «холодный душ», но вместе с тем и
неоценимый опыт. В результате совместных рассуждений выяснилось, что мальчик
просто не поделился своей едой с товарищами и очень переживал, а так как знал,
что прелюбодеяние очень серьезный грех, то подумал, что именно его он и
совершил.
Руководство (англ. guidance) — это другой, не менее важный
аспект духовничества. Вместе с духовным чадом духовник обсуждает разные
варианты решения вопроса, который его волнует, рассматривают положительные и
отрицательные выходы из сложившейся ситуации. И снова человек сам решает, что
он выберет. Духовник никогда не скажет: делай так.
Например, человек
не может решить, жениться ли ему на конкретной девушке или нет, а духовник
возьмет на себя право давать совет и скажет, что на его взгляд, здесь будут
большие проблемы. И, например, после этого молодой человек все равно на ней
женится, и они вместе очень счастливы. Духовник желал лучшего, но оказался
неправ. Пойдет ли этот человек снова к этому духовнику? Нет.
Очень хорошо иметь
одного и того же священника для исповеди и для совета, руководства, ведь если
встретятся два противоположных взгляда на один вопрос, будет большая проблема
для человека.
Екатерина ЕВСЮКОВА
Фото: Диана БАБЕЙ, Александр МИЗЕЙ, из архива ОМБПЦ
Фото: Диана БАБЕЙ, Александр МИЗЕЙ, из архива ОМБПЦ
Протопресвитер Георгий Антониу —
настоятель самого большого прихода на Кипре. Председатель высшего церковного
суда Кипрской Церкви, преподаватель канонического права и практического
руководства для пастырей. Дело жизни о. Георгия — лагерь для православной
молодежи, в котором православные юноши и девушки могут обрести навык
практической христианской жизни. Может быть по праву назван «крестным отцом»
православных лагерей и в Беларуси. За 17 лет сотрудничества отец Георгий дал возможность
нескольким сотням молодых православных белорусов приобщиться к своему опыту в
лагере на Кипре. Труды отца Георгия отмечены высшими наградами Белорусской
Православной Церкви.
Комментариев нет:
Отправить комментарий