Ближайшие мероприятия ОМБПЦ





суббота, 26 октября 2019 г.

Мы призваны быть апостолами нежности: как прошел 9й молодежный форум «Кво Вадис»





По благословению митрополита Минского и Заславского Павла, Патриаршего Экзарха всея Беларуси 18-20 октября 2019 года под Бобруйском состоялся 9й молодежный форум «Кво Вадис», организованный Синодальным отделом по делам молодежи Белорусской Православной Церкви совместно с отделом по делам молодежи Бобруйской епархии. Он собрал более 130 участников из разных уголков Беларуси, гостей из России, Украины и Германии.

Тема форума «Встреча с Богом» задавала ритм и атмосферу форума. Первым рассуждение о встрече с Богом начал архимандрит Савва Мажуко. Он задался вопросом: что молодые люди ищут в православном сообществе?

«Наверное, атмосферы простоты и скромности, – отметил отец Савва, – и конечно честности. Мы знаем, что честный разговор о Боге – это большая задача.


Маяковский говорил, что стихи Есенина говорят голосом «ожившего лампадного масла». И наши речи о Боге тоже зачастую напоминают этот кисель – слишком сладко, слишком неестественно. Мы чувствуем вранье в этой речи. Кажется и слова все правильные, все очень верно, но….не верю!

Отправляясь в Бобруйск, я утром снял с полки томик Гомера. Там, в 6й песне Илиады есть такая прекрасная сцена «Прощание Гектора с Андромахой». Это очень красивое описание, в тексте хорошо видно, как античные люди трепетно относились к предметам. Предмет, который воспевается в этой песне, это …. шлем Гектора. Гектор, прощаясь, говорит прекрасные слова, которые выдают в нем большое сердце. Андромаха ему отвечает. И вот, когда он потянулся к своему ребенку, малыш заплакал и спрятался в пышно-роскошных складках платья кормилицы. Он испугался, потому что Гектор забыл снять свой космовласатый шлем. Как пишет поэт Борис Рыжий:

...Он говорил о чести, о стыде
великом перед маленькой отчизной.
Он говорил о смерти, о беде,
о счастьи говорил он и о жизни.
Герой, он ради завтрашнего дня
пылал очистить родину от мрака...
...Как жаль, что не подумал, уходя,
шелом свой снять, и бедный мальчик
плакал.

Почему я вспомнил это стихотворение? Мы говорим правильные слова и призываем к вещам очень справедливым, но у нас есть свой шлем, который отпугивает нашего слушателя».
Отец Савва рассказал, что иногда он позволяет себе такое духовное упражнение: посмотреть на наше богослужение глазами человека, который только что зашел в церковь. Мы ведь даже не замечаем, что речь нашей проповеди очень сильно отличается от современного русского языка. Мы этого не слышим, мы просто привыкли ко всем оборотам речи и не задумываемся, что они мешают новому человеку воспринять правду, которой мы делимся. Это наш волосатый шлем.

Что с этим можно поделать? Есть духовное упражнение, о котором говорят стихиры страстной седмицы: очищать смыслы. То есть находить значение, которое скрыто за этими «волосатыми шлемами», понять – чем живет Церковь. Мы работаем со студентами и зовем ребят в Церковь. Важно понимать – куда мы их зовем? Кого мы хотим видеть? Мы, православные церковные люди, подготовили место для этих людей?

«Я сам начал ходить в церковь, когда мне было 14 лет, – поделился отец Савва. – Почему? Потому что мне понравилось пение, колокольный звон и то, что я могу там спрятаться от безумия, которое происходило в конце 80х годов».

Отец Сергий Буглаков в своих дневниках, говоря о своем опыте присутствия Бога в нашей жизни, постоянно возвращался к нему с вопросом «А это было настоящее? Как я могу понять, что я действительно встретил Бога?» Он говорит о том, что встреча есть событие неповторимое. Это событие, которое ты не можешь ни охватить, ни описать, ни создать условия, чтобы оно произошло. Ты можешь на него только указывать.

Мы, например, как преподаватели воскресной школы, можем сделать ребенка религиозным, но мы не можем его сделать верующим. И это большой вопрос для христианина – как поделиться своей верой, как о ней рассказать, ведь мы узнаем такие вещи только по каким-то проблескам.

Так Лука и Клеопа узнают Христа только в момент преломления хлеба, перед этим проговорив с Ним некоторое время – и не узнавая, что это Христос. Затем между собою эти апостолы говорят ключевую фразу для нашего общения с Богом: «не горело ли сердце наше?» Они не приводят стройную аргументацию из Писания, с подробными ссылками. Для них было важно волнение сердца – сердце опознало.

Так апостол Павел, встретив Христа по пути в Дамаск, пережил свой опыт присутствия Бога в жизни. И после того его сердце стало настолько неудержимым, что он проповедовал всей вселенной. Он совершил переворот, проповедуя христианство как универсальную религию, религию не только для евреев, но для всех.

И каждый из нас, даже если мы люди очень религиозные, должен себе отдавать отчет, что наша христианская жизнь основана на этом очень личном событии присутствия Бога в моей жизни, прорастает из него. Мы снова и снова возвращаемся к этому опыту – мыслью, нашей фантазией, без которой невозможно творчество. Возвращаемся, чтобы осмыслить себя как Церковь, потому что Церковь – это Христос посреди нас.

«Эта фраза звучит каждый раз во время литургии, мы к ней привыкли, и однажды, когда я ее произнес, меня сразила мысль: «А что если это правда?» – мы ведь так привыкаем к этим словам, что они засахариваются, стираются со временем» – отметил отец Савва.

Вот мы – христиане и Христос сейчас посреди нас. Что можно сказать об этом? Наверное, можно только молчать. Ведь слова, которые припасены для Бога – слова нежности, любви, прощения – их так не хочется произнести заранее, некстати, особенно перед толпой...

Это тайна, которую невозможно высказать. Это встреча, и она не делает тебя счастливым в светском смысле слова. Ведь если Христос посреди нас, ты должен всегда «держать осанку». И любое дело, за которое берешься, ты делаешь перед очами Христа.

Но кроме самих случаев присутствия Христа самое важное свидетельство Его присутствия среди нас – это доброта. В евангелие от Марка есть несколько эпизодов, которые говорят о ней. Христос посылает апостолов на проповедь, они возвращаются, и Он видит, как они утомились от народа, как они устали. И Христос сжалился над учениками и попросил их отдохнуть. И дальше, когда идет речь об умножении хлебов, Христос сжалился над народом. С жалости начинается любовь. В народной русской речи 19-начала 20 века не употребляли слово «любовь», но говорили «жалеть», «она его жалеет». Ведь духовная жизнь народа всегда отражается в речи. И это очень важный ориентир.

Церковь может тогда говорить что она Церковь, когда между нами, христианами, присутствуют жалость, доброта и нежность. Взаимное внимание, приветливость, вежливость, уступчивость. Просто порядочность и скромность. Есть замечательная фраза у апостола Павла в послании к Римлянам – «будьте братолюбивы друг к другу с нежностью».

Кажется, мы говорим о культуре, о вежливости, не о вере, но иногда именно с этой вежливости начинается приобщение нового человека к тому опыту, к той тональности присутствия Бога в нашей жизни. Бога, который с бесконечной нежностью держит весь мир в Своих руках.

Господь ничего от нас не хочет, просто жалеет нас. Христианство в целом отличает бескорыстие по отношению к Богу и близким людям. Надо признать, что как все благородное и прекрасное в этом мире, христианство бесполезно, ведь его нельзя использовать. Христианство – это Христос посреди нас.

Подводя итог, отец Савва заметил, что мы не можем «спать в шапку» –  да мы уже воцерковились, Евангелие прочитали, а теперь нужно настроить себя на работу, на трудности перевода в разговоре с людьми, ищущими встречи с Богом. Мы должны освоить речь не триумфа, не торжества победы, не порицания, – а искать предельной честности в речи о Боге, о наших ошибках и заблуждениях. Мы призваны быть апостолами нежности – чтобы ту нежность и доброту, которую мы почерпнули в общении с Богом, выплескивать дальше.


После таких напутственных слов участники форума отправились на квест по Бобруйску – и узнали очень многое об этом замечательном городе. 


А вечером всех ожидал концерт группы «РЭХА» и общение.


На следующий день в рамках общей беседы Дарья Косинцева, писатель, автор блога «Меньше ада» размышляла на тему: «Как люди находят и теряют веру и зачем нужны атеисты». Затем все имели возможность пообщаться в мини-группах, вдохновиться интересными проектами и задать волнующие вопросы.


После обеда состоялась беседа с Максимом Соколовым, помощником ректора РПУ им. Иоанна Богослова, который поделился своим опытом и рассказал, как можно говорить о Боге в Инстаграм.

После насыщенных бесед участники были рады возможности подвигаться на свежем воздухе – танцы, волейбол, фольклорные игры – и получить творческие задания, с которыми успешно справились.

На следующее утро все вместе отправились на Божественную Литургию в храм свт. Николая Чудотворца в поселке Свислочь, которую возглавил епископ Бобруйский и Быховский Серафим. Пели Литургию всем миром под руководством протодиакона Максима Логвинова  – на едином дыхании, дружно, так что после ребята еще продолжали петь пасхальные песнопения.

И конечно, совсем не хотелось разъезжаться. Та глубина общения и родства, которая возникла во время форума, еще долго будет греть сердце. Все обнимали друг друга с братолюбием и нежностью – готовились понести дальше эту теплоту и свет.



Небольшой фотоотчет:









Комментариев нет:

Отправить комментарий